К 235-летию Таврического дворца: Думский зал – колыбель парламентаризма
07 августа 2024 года
Думский зал – сердце Таврического дворца. Здесь заседала Государственная дума Российской империи, а сегодня проходят пленарные заседания Межпарламентской Ассамблеи СНГ и крупные конгрессные мероприятия. Сложно представить, что когда-то Думского зала в Таврическом дворце не было – до 1906 года на его месте был зимний сад.
27 сентября 1905 года была создана Особая комиссия по приспособлению здания императорского Таврического дворца для помещения в нем Государственной думы. Комиссии предстояло разработать общий проект и сметные соображения, выбрать способ исполнения работ и поставок, организовать торги, рассмотреть результаты конкуренции, заключить договоры на приобретение материалов и так далее.
Одной из главных задач стало устройство зала заседаний Думы. Как писал в своих воспоминаниях А.П. Извольский, дипломат, министр иностранных дел в 1906–1910 гг.: «Зал, предназначенный для заседаний Думы, служил раньше зимним садом и был громадных размеров».
В наследство от зимнего сада залу заседаний достались огромные окна от пола до потолка. Они выходили в Таврический сад, и депутаты могли любоваться прекрасным пейзажем. Правда, некоторые законотворцы жаловались, что свет бьет в глаза.
В октябре 1905 года было принято решение об устройстве железобетонных перегородок и амфитеатра для зала заседаний, в связи с чем были начаты переговоры с Черноморским строительным обществом — солидным предприятием по производству работ из огнестойкого железобетона и располагающим достаточными техническими силами и необходимым количеством рабочих. Общество предложило принять на себя работы по устройству перегородок и амфитеатра по одобренным комиссией рисунку и плану за 35 383 рублей, но в итоге цену сбили до 27 500 рублей.
Архитектор П.И. Шестов, один из авторов реконструкции Таврического дворца для нужд Государственной думы (он также участвовал в создании проекта дома Мурузи и других архитектурных памятников в Петербурге), сначала предлагал создать стену за местами председателя и министров, но это было признано излишним, в частности, потому что в этом случае зал лишался бокового освещения (через окна в сад), и нужно было бы решать вопрос освещения зала через потолок. Времени и средств на это отпущено не было.
В 1907 году из-за строительных ошибок в Думском зале рухнул потолок. В соответствии с новым проектом с южной стороны зала была построена стена, закрывшая часть его с огромными окнами. Тогда же над Думским залом появился световой фонарь.
14 октября 1905 года фабрикой Мельцера был принят заказ на изготовление 560 кресел с откидными сиденьями дубового дерева. В контракте указывалось, что «материал для упомянутой мебели должен быть отличного качества, а обивка – козловая кожа иностранного изготовления на лучшем конском волосе». Общая стоимость заказа составила 32 480 рублей.
Кроме того, эта фабрика выполнила заказ об устройстве и меблировке трибун для председателя, министров и представителей печати. Стены были выкрашены в светлый, почти белый цвет. В светлый цвет были выкрашены и двери. Из-за этого зал заседаний часто называли Белым.
К началу работы Государственной думы зал был полностью подготовлен.
Думский зал глазами современников
Интересные воспоминания о зале заседаний и свои впечатления о работе российского парламента оставили депутаты, журналисты, общественные и политические деятели начала ХХ века.
Отношение к залу у многих депутатов было самое трепетное. «Я вступал туда как в какое-то святилище. Вот он, этот храм народного представительства, которого добивалось столько поколений и за который люди шли на каторгу. Огромный полутемный зал, где амфитеатром идут кресла для депутатов, мягкие, откидные, серо-сиреневого цвета, кожаные. Напротив – высокая трибуна для ораторов; еще выше – председательская трибуна. Сзади них, еще выше, портрет государя во весь рост. Впечатление величественное…» - так писал в своих мемуарах депутат I и III Государственных дум А.В. Еропкин.
Ему вторит еще один известный депутат Государственной думы В.В. Шульгин. Первый раз он прибыл в Таврический дворец 20 февраля 1907 года, в день начала работы II Государственной думы: «…и, наконец, вошел в святая святых – зал заседаний пленума Государственной думы. Он напомнил мне университетскую аудиторию, только в грандиозном масштабе. Над амфитеатром с трех сторон белоколонные хоры. С четвертой – кафедра для ораторов и над нею кафедра председателя из тяжелого резного дуба, за которой находился портрет императора, во весь рост, работы И.Е. Репина. Все это импонировало. Сказать по правде, таких залов я еще не видел».
Свои воспоминания о работе Государственной думы и о зале заседаний оставила известная журналистка А.В. Тыркова-Вильямс. «… Талантливые архитекторы, чьи имена никто не трудился узнать, устроили зал заседаний с необычайным вкусом, с любовью. …На председательском месте сидел С.А. Муромцев. Не сидел, а восседал, всем своим обликом, каждым движением, каждым словом воплощая величавую значимость высокого учреждения…», - писала автор.
Большое впечатление произвел зал заседаний и на журналиста Г.Д. Гребенщикова. «Осматриваю сверху зал заседаний. Тринадцать рядов кресел идут полукругом и лучеобразно рассечены от центра красными дорожками. … Все места пусты. На пюпитрах каждого депутата лежат чистые листы бумаги, блокноты и печатные наказы Государственной думы. Чистота, массивность, стиль», — сообщал журналист.
Тем не менее, критических замечаний было также немало. Депутат I Государственной думы от Калужской губернии В.П. Обнинский был настроен критически: «Акустика зала была неудовлетворительна. Звук уходил в открытую сзади часть зала, меблировка была дорога, но неудобна, столы малы, для бумаг и книг места было не больше, чем в пюпитрах начальных школ».
О влиянии формы на содержание
А.П. Извольский писал, что устройство зала заседаний Думы было буквально скопировано с французской палаты депутатов. Один из высших сановников – А.Ф. Трепов - был командирован за границу для изучения внешнего вида и интерьеров парламентов европейских стран, а также порядков и деятельности в этих парламентах.
По мнению А.П. Извольского сделано это было очень опрометчиво. Он пишет, что «…устройство зала, в котором происходят заседания, и внешняя форма дебатов оказывают слишком большое влияние на работу…». Трибуна, с которой выступали ораторы, располагалась прямо напротив депутатских мест, министерские места - направо от председательской трибуны и тоже напротив мест народных избранников. Сидевшие в зале восклицаниями, аплодисментами, а то и выкриками подбадривали оппозиционно настроенных ораторов, отчего их выступления становились еще более резкими и дерзкими. Противостояние Думы и правительства усиливалось.
Думский зал: новая эра
С началом работы Межпарламентской Ассамблеи СНГ в 1992 году в Думский зал вернулась парламентская жизнь: делегации стран Содружества на пленарных заседаниях принимают модельные законы и другие документы, служащие сближению правовых систем государств — участников СНГ и создающие условия для всесторонней интеграции наших стран. Здесь также проходят масштабные конгрессные мероприятия — Невский международный экологический конгресс, Евразийский женский форум и другие.
За более чем 100 лет внешний вид зала практически не изменился. В 2012 году в помещении начался большой ремонт. Специалисты отреставрировали историческую мебель – дубовые кресла, пюпитры, трибуну Думского зала, расширили проходы между креслами и коридоры между рядами, вернув интерьер образца 1906 года.
Реставраторы постарались максимально приблизить цвет стен к тому, который был во времена заседаний первой Государственной Думы.
В дни, когда здесь не проходят мероприятия, зал открыт для посетителей (экскурсии в Таврический дворец проходят по записи). Побывать на исторической площадке – в колыбели парламентаризма – могут все интересующиеся историей и культурой.